Россия – не только самая большая страна на мировой карте, но еще и самая многонациональная. Мы все стремимся посетить далекое зарубежье, восхищаясь культурой и обычаями иностранцев – а так ли хорошо мы знаем традиции народов, населяющих нашу родину? В двух предыдущих статьях мы попытались коротко рассмотреть – на примере особенностей вышивок в разных регионах России – лишь малую толику культурного наследия народов, населяющих территорию РФ. Так, мы поговорили о вышивке народов Поволжья и Северного Кавказа, а сегодня, перенесемся на Север – в алмазный край, где живут бесконечно талантливые люди, способные создать симбиоз вышивки и теплой зимней одежды из кожи и меха. Далее мы поговорим об особенностях вышивки народов Севера – о якутской вышивке.
Обширные северные регионы России населяет огромное количество самых разных народов – и в рамках одной статьи осветить все нюансы вышивки каждого из них, естественно, не представляется возможным. Поэтому, сегодня мы поговорим о якутской вышивке – как квинтэссенции всех вышивок мастеров Севера.
Пожалуй, самой главной особенностью вышивки жителей Севера является то, что ею украшается верхняя, зимняя одежда. При этом, вышивка органично смотрится как на кожаной и замшевой одежде, так и в сочетании с меховыми элементами. Кроме того, вышивкой всегда оформляли зимнюю обувь – сапоги, что так же свойственно только жителям данного региона. Если попытаться дать общее представление об особенностях этого вида вышивки, то можно сказать, что северная вышивка всегда смотрится очень дорого и богато.
Если говорить об орнаментах, используемых мастерицами Якутии, то, так же как и в вышивках других народов, здесь можно заметить геометрические фигуры. А вот изображения растений – т.е. цветочно-растительные мотивы, а так же изображения животных и человека здесь присутствуют крайне редко – их заменяют спиральные узоры. Например, растительные элементы можно увидеть только в вышивках мастеров 19 века – при этом, данный орнамент имеет свои особенности – в них отсутствует изображение травы и плодов. Вместе с тем, хоть это и звучит немного странно, по своему внешнему виду растительные узоры народов Севера, очень похожи на аналогичные узоры в кавказских вышивках.
Животные и человеческие образы появились в прикладном искусстве якутских народов после сближения с русской культурой – и все же, такие рисунки встречаются в вышивке не слишком часто. Пожалуй, исключение составляет только образ птицы, который в стилизованном виде присутствует во многих изображениях (особенно в предметах, связанных с различными обрядовыми действиями), ведь многие птицы – например, орлы и вороны, были особо почитаемы у жителей Севера.
Безусловно, вышивка у народов Севера имела большое «прикладное» значение – она выполняла роль оберегов, а так же, в зависимости от того, чем занимался человек в жизни, определяла его статус и способствовала процветанию в сфере его деятельности. Так, достаточно вспомнить орнаменты на одеждах шаманов или узоры, украшающие одеяние охотников – они были призваны обеспечить удачную охоту и большую добычу. Каждый элемент вышивки имеет свое определенное значение. Так, например, изображение следа животного, настраивало охотника на добычу.
Кроме одежды, якутские мастерицы оформляли вышивкой предметы быта – одеяла, покрывала, коврики и т.д. В жилищах народов Севера всегда можно было увидеть большое количество предметов, украшенных вышивкой – практически все то, что создавалось из кожи или меха, дополнялось вышитыми узорами.
Одной из особенностей северной вышивки является её объемность, рельефность. Зачастую вышитые орнаменты создаются с помощью тонких шнуров; так же, для северной вышивки характерно широкое использование бисера, металлических и костяных деталей. Кроме того, помимо ниток, якутские мастерицы очень часто вышивали таким, можно сказать, экзотическим материалом, как волос оленя. Так же часто можно увидеть вышивку, сделанную золотыми или серебряными нитями – и снова, как и в вопросе, орнаментов, мы находим что-то общее между якутскими и северокавказскими традициями вышивки.
Что касается цветовой составляющей якутских орнаментов в вышивке, то они отличаются достаточно яркими оттенками во всем их многообразии – но – обязательно сочетающимися с основным тоном изделия, на котором производится вышивка. Как правило, более спокойная, монохромная вышивка присутствует на обуви, а более яркая и разнообразная по цвету – на одежде. При этом, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что северная вышивка отличается очень жизнерадостными цветами – и это неудивительно. Погода не балует местное население, и те недолгие солнечные летние дни, которые дарит природа людям, все это буйство красок в теплое время года, якутским мастерицам хотелось отразить в создаваемых ими вышивках. И они с успехом справлялись и справляются с этим, посредством использования ярких нитей в орнаменте.
Касаемо технической составляющей вышивки, якутские мастерицы использовали приемы схожие с тамбурным шитьем. При этом был изобретен свой особый способ вышивки, для случая использования оленьего волоса вместо нити – сложный шов получался объемным. Кроме того, использовался декоративный тамбурный, стебельчатый, петельный и двойной петельный швы, типично якутские швы – «козлик-елочка» и «мышиные следы», шов «вприкреп» для вышивки золотом и серебром. Особенностью якутской вышивки является использование несколько стежков в одном орнаменте.
Несмотря на сложные климатические условия, в которых проживают народы Севера, и в частности Якутии, у местного населения остается время и желание творить потрясающие по своей красоте вещи – национальным нарядам народов Севера, украшенным мехами и богатой вышивкой, позавидует любая сказочная королева.
О Якутии все знают как о крае, богатом алмазами. Но гораздо дороже всех драгоценных камней люди, которые живут там – ведь именно они являются авторами и создателями потрясающих предметов народного прикладного искусства, в том числе и особенной вышивки, аналогов которым нет больше нигде в мире.