Особенности чувашской вышивки. Вышивка народов Поволжья
Наша страна очень велика по своим масштабам, и населяет её большое количество народов, имеющих свои собственные национальные традиции и культуру, которые находят свое выражение в разнообразных видах творчества – например, в особенностях вышивки. Пожалуй, трудно будет перечислить все районы на карте нашей страны, где у местных мастериц есть свои секреты вышивания – поэтому, мы расскажем лишь о некоторых из них. Так, в частности, одними из самых ярких, самобытных и интересных работ народов Поволжья, являются вышивки чувашских рукодельниц. Об особенностях техники вышивания жителей Чувашии, мы и поговорим сегодня.
Разговор о чувашской вышивке следует начать с небольшого рассказа о том, какие этапы работы когда-то предшествовали непосредственно процессу вышивания. Поскольку в чувашской вышивке отсутствуют белые нити, само полотно для вышивания должно было быть светлым. Процесс создания этого полотна был чрезвычайно сложен, и начинался с высаживания семян льна или конопли. После того, как заканчивалось цветение растений, их собирали, и затем следовал длительный процесс создания холста. Растительное сырье для ткани замачивали в воде, потом неоднократно мяли и трепали, в итоге получалась кудель, после расчесывания которой, начинался процесс прядения. Полученные мотки ниток так же подвергали определенным процедурам, связанным с замачиванием в специальных составах и просушкой, после чего, из нитей ткали полотно. Созданное таким образом полотно, скатывали в большие рулоны, от которых – по мере необходимости – ткань отрезали для пошива того или иного изделия. В некоторых семьях до сих пор бережно хранят куски такой, созданной старинным способом, ткани.
Таким же образом шел и процесс создания ниток для вышивания. В зависимости от исходного сырья, в итоге получались шерстяные или шелковые нитки. В отличие от ткани, нити для вышивки окрашивались натуральными красителями в красный, золотистый, черный, синий или зеленые цвета. Хотелось бы отметить, что в чувашской вышивке преобладает в основном красный цвет (цвет стремления к счастливой, благополучной жизни) – остальные представлены лишь небольшими вкраплениями.
Как видно, процесс, предшествующий созданию даже небольшой вышивки, был очень труден. Но не менее сложной является и сама счетная техника чувашской вышивки. Именно поэтому, мастерству вышивальщиц девочек начинали обучать с малых лет – ведь впоследствии они должны были вышить себе приданное, и затем шить и вышивать одежду для всей семьи.
Конечно же, современным мастерицам не нужно так мучиться - холсты и нитки для них изготавливают промышленным способом. Однако овладеть техникой вышивки, а так же усвоить все секреты этого сложного ремесла, не так-то просто.
Во-первых, следует знать, что означает каждый из элементов рисунка – ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный оберег, для носящего одежду человека; а так же отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте. Как правило, узоры в чувашской вышивке геометрические (ромбы, кресты, прямоугольники, зигзаги и полосы) или растительные. Иногда изображаются животные, люди, древо жизни. В зависимости от конкретного места проживания мастерицы, могли варьироваться цветовая гамма и элементы узора; так же, в отдельных областях Чувашии вышивку дополняли бисером, монетами или ракушками.
Первоначально все предметы, которые украшались вышивкой, оформлялись только вышитыми элементами. Но, впоследствии, стало допустимо дополнять вышивку кружевными деталями – как правило, это была черная кружевная отделка по краю изделия. Говоря об особенностях вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что зачастую, мастерицы делали вышивку на небольших полотнах, которые, затем, вшивались в основное изделие - например, в рубаху или передник. Это, так называемая, отрезная вышивка. Такие предварительные вышитые заготовки были очень удобны, особенно если требовалось пошить сразу большое количество одежды (например, на свадьбу).
Второе, самое важное для чувашских мастериц-вышивальщиц – это овладение техникой счетной вышивки, которая связана со структурой ткани. Размер стежка зависит от количества ниток утка и основы полотна. Поэтому, обычно для вышивания берется холст или мешковина, а самая сложная работа на батисте и ситце. Шитье осуществляется только по диагонали, вертикали или горизонтали, а начинается работа с контура изображения (он вышивается швом «вперед иголка» в одну и другую стороны, затем идет заполнение контура цветными короткими стежками). Работа эта очень кропотливая и ювелирно точная – если вышивальщица ошибается, то нарушается весь рисунок. Чувашская вышивка требует большой внимательности, сосредоточенности и хорошего зрения. Хотелось бы отметить, что ранее в вышивке использовалось более 30 видов швов – сейчас их значительно меньше, но почти все они счетные, за исключением тамбурного шва. Кроме того, начинающим мастерицам, а так же всем, кто хочет хоть немного прикоснуться к этому удивительному миру вышивки, разрешается, на первых порах, использовать приемы вышивки крестом.
Нити для вышивки должны соответствовать «грубости» ткани. Кроме того, в вышивке используется два вида иголок – острые – для создания контура, и с тупым концом – для основной вышивки. Оба вида иглы должны быть лишь немного толще ниток. Нельзя не сказать, что чувашская вышивка бывает одно- и двусторонняя. При этом, вне зависимости от данного фактора, вышивальщица не имеет право оставлять ни узелки, ни края ниток на изнаночной стороне.
Чувашские рукодельницы украшали вышивкой не только одежду, но и прочие предметы быта – скатерти, салфетки, покрывала. Вместе с тем, у чувашей было принято вышивать как повседневную, так и праздничную одежду, а так же, головные уборы, пояса и передники. Кроме того, по мотивам узора, а так же по цветовой гамме и расположению рисунка на одежде, можно было определить её предназначение – на свадьбу или похороны; так же различалась вышивка на одежде девушек и замужних женщин. Обычно орнамент на одежде располагали по вырезу горловины (на груди), по подолу рубахи, а так же на рукавах и спине.
Чувашию называют краем тысячи вышивок. Красота, создаваемая руками местных рукодельниц (старинное искусство вышивки здесь сохраняют и развивают на фабрике Паха тере), уже давно покорила не только жителей всей России, но и многих ценителей прекрасного за границей. Недаром работы, представленные чувашскими мастерицами, неоднократно занимали первые места на престижных выставках, посвященных искусству вышивки.