Ни одна страна в мире не может похвастаться таким большим количеством игрушек ручной работы, как Япония. Игрушек производимых здесь, великое множество – у каждой из них когда-то в прошлом было свое предназначение. Одни использовались исключительно для игр, другие – в ритуальных действиях. Сейчас большинство работ японских мастеров носят декоративный характер и служат для оформления интерьеров. Наиболее сложные по изготовлению и дорогие по стоимости игрушки, являются предметами коллекционирования. Более простые в создании предметы, становятся объектами рукоделия, причем, такие занятия набирают популярность и за пределами Японии.
В предыдущих статьях мы говорили о таких японских игрушках ручной работы, как шары темари и теримэны – оба этих вида игрушек можно научиться делать самостоятельно. Сегодня мы расскажем о кимекоми – данная игрушка уникальна тем, что, с одной стороны, она является коллекционным предметом (если её авторы – японские мастера). С другой же стороны, на основе техники изготовления кимекоми, наши мастерицы научились делать свои собственные поделки. Но, обо всем по порядку…
Начнем с истории кимекоми. Происхождение этой игрушки неразрывно связано с японским храмом Камо в Киото. Как гласит официальная версия, изготовлением куколок кимекоми занимались местные монахи. Затем, их работы продавались на праздниках, проходивших в храмах. При этом, авторство идеи создания подобного предмета приписывается мастеру работы с деревом Такахаши Тадашиге (до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, кем был этот человек – служителем храма или просто работником, нанятым священнослужителями). Одно бесспорно – этот человек мог виртуозно обращаться с деревом и, к тому же, обладал хорошей фантазией и вкусом. Как гласит легенда, однажды мастер увидел в деревянном брусочке, не пригодившемся для создания обычных ритуальных украшений для храма, человеческую фигурку. Он соответствующим образом доработал заготовку и одел её в лоскутки из ткани, имитирующие японскую одежду. Получилась замечательная куколка.
Впоследствии такая игрушка стала изготавливаться служителями храма и продаваться – как сувенир. Впрочем, мнения о целевом назначении кимекоми существенно расходятся. По одной версии, они могли выступать и как игрушки для детей, по другой – носили исключительно декоративный характер и приобретались на память о посещении храма и в качестве подарка близким. Так же не отрицается и версия об особом, ритуальном предназначении данных фигурок. Какая из них наиболее правильная – пожалуй, мы не узнаем никогда – да так ли это и важно? Главное, что в японской культуре сохранились образцы подобных игрушек, созданных мастерами прошлых веков, а так же осталась информация о правилах изготовления таких куколок.
Сделать кимекоми непросто. Прежде всего, работа усложняется миниатюрными размерами изделия – от 3 до 10 см. Кроме того, если следовать правилам, то заготовка – туловище – должно вырезаться исключительно из дерева, и чтобы сделать на нем углубления для ткани, придется приложить немало усилий. Поэтому такие фигурки стали делать из древесной-клеевой массы (фигурки не вырезаются, а отливаются в задуманную форму).
Суть работы над кимекоми заключается в том, что из древесной заготовки делается фигурка, затем на ней проводят неглубокие надрезы, в которые заправляется ткань – одежда куколки (ткань может приклеиваться или просто заправляться в надрезы – у каждого мастера свои приемы). Само название – кимекоми – отражает технику работы над данной игрушкой – «киме», в переводе с японского – это деревянная грань; «коми» - означает заправлять. Кроме того, к названию кимекоми еще и добавляется слово «нингё» - что можно перевести как «куколка», «человечек», «фигурка».
Изначально голову куклы просто полировали и рисовали специальной краской лицо. Последователи древних храмовых мастеров совершенствовали технику изготовления кукол – так, в частности, голову и руки стали покрывать специальной эмалью. Сейчас отдельные детали кимекоми могут делать из фарфора, а волосы куклы практически один в один имитируют настоящие. Лицо по-прежнему расписывают вручную.
Многие экземпляры таких игрушек являются настоящими произведениями искусства (особенно старинные работы), и стоят очень дорого, поэтому позволить себе их могут только коллекционеры. Куколки попроще и подешевле могут приобрести и обычные люди. Выше мы говорили о том, что историческое предназначение кимекоми до сих пор не определено. Но в современном мире данные игрушки выступают исключительно в декоративной роли украшения интерьера – их нужно созерцать, любоваться тонкостью работы мастера, четкостью деталей… и, возможно, хотя бы слегка приоткрывать, таким образом, для себя загадочную восточную философию жизни…
Конечно, сделать своими руками нашим рукодельницам подобную куколку весьма сложно – проблема здесь будет и в наличии материала, и в знании японской моды (чтобы правильно одеть куколку). Но кимекоми настолько покорили сердца наших рукодельниц, что они придумали, на основе техники изготовления данных игрушек, создавать привычные намподелки, например, новогодние шары на елку.
В качестве основы выбирается пенопластовый шар, на котором делается соответствующая разметка и затем ножом, по этой разметке прокладываются неглубокие прорези. К шару приклеивается ленточка для подвешивания. Затем на определенный сегмент наклеивается кусочек ткани, и острой иглой он начинает заправляться в прорези.
После лишняя ткань отрезается, а её края заправляются в разрезы. Так, отдельными сегментами, декорируется весь шарик.
Финальным шагом является приклеивание шнура по линиям прорезей – для их маскировки.
Японская культура уже давно покорила весь мир – в том числе, и мир рукоделия. Игрушки кимекоми подтверждают это – имея яркий национальный характер, они смогла видоизмениться и стать популярным видом ручной работы в других странах.