Прим. Все фото экстерьеров Воронцовского дворца можно увеличить нажатием левой клавиши мыши. Все фото интерьеров в качественном виде и реальном размере можно посмотреть в разделе фотогалереи Интерьеры дворцов.
Такое наследие, оставленное потомкам аристократами позапрошлого века, не может не восхищать. Роскошный дворцовый комплекс из пяти корпусов непосредственно дворца с башнями, прилегающими к нему лестницами, открытыми террасами и внутренними двориками, окруженный 40 га ландшафтного парка, расположился на южной стороне Крымского побережья, практически у вод самого синего моря. По факту, конечно, Черного, но попав сюда впервые, невольно думаешь, что оказался в сказке. И правда, как можно верить собственным глазам, когда такая красота граничит с чем-то нереальным? Парящий над изумрудными водами дворец, лазоревые небеса обнимающие море, залитые ласковым теплом бархатного сезона южные террасы, благоухающие всеми мыслимыми и немыслимыми ароматами, утопающих в цветах клумб – не это ли и есть тот самый райский уголок! Архитектура дворца - громадное строение из диабаза (природный камень местного для Крыма происхождения, в 2 раза тверже гранита. - прим.авт.) - внушает не просто уважение, а чувство уверенности, стабильности и непоколебимости. Но если взглянуть на мощное сооружение внимательно, оно совершенно не кажется грубым, тяжелым или неуклюже-массивным. Если с северной стороны просматриваются чисто мужская английская практичность и консерватизм, то отдельные детали на южном выходе – кованые декоративные и балконные решетки, арка в восточном стиле, башенки, стеклянная стена зимнего сада – отдают утонченностью и женским кокетством. Говоря об архитектуре дворцового комплекса нельзя не сказать о его южных террасах. Это место – особенное, не только по визуальной красоте, но и по создаваемой им ауре, такой притягательной и манящей. Географически они расположены так, что солнце заливает их от восхода и до самого заката. С террас к аллеям парка (а создается впечатление, как будто к самым водам моря) спускаются лестницы в несколько ярусов, по бокам украшенные мраморными статуями львов. Эти гордые животные как будто охраняют своим ледяным спокойствием окружающую гармонию и сказку. Внутреннее убранство дворца не менее привлекательно. Дворцовый интерьер усадьбы отличается очень интересными и необычными для того времени решениями, которые, кстати говоря, смело можно использовать и в современном дизайне. Спустя столетия они не только не утратили свой внешний вид, но и актуальность. Парадные залы летней резиденции Воронцовых сохранились практически в первозданном состоянии. Отличительная особенность интерьеров и экстерьера дворца в смешении стилей: заходя с разных сторон, кажется, что попадаешь в совершенно разные страны с разной культурой.Алупкинский дворцовый комплекс – Воронцовский дворец - является архитектурным памятником эпохи романтизма 1830-1840гг., воздвигнутым англичанином, придворным архитектором короля Вильгельма IV Эдвардом Блором (1789-1879). Строительство велось вручную 20 лет, и было закончено в 1848 г. Дворец, имеющий 150 помещений, принадлежал генерал-губернатору Новороссийского края графу М.С.Воронцову (1782-1856).
Интерьер. Китайский кабинетТак называемый Китайский кабинет принадлежал хозяйке поместья – Е.К. Воронцовой. В этих апартаментах, служивших не просто кабинетом, но и будуаром, чувствуется что-то типично женское, мягкое и кроткое. Кажется, невозможно себе представить уют другим, кроме как с дверями на веранду и выходящими на южные террасы окнами. Китайские кабинеты характерное помещение для дворцового интерьера, но здесь название комнаты угадывается лишь в задрапированных циновками из рисовой соломки панелях, украшающих верхнюю половину стен. Китайский мотив, вышитый на соломке шелком и бисером немного потускнел с годами, но все также четко передает искусную тонкую работу русских вышивальщиц. Нижняя часть стен (деревянные панели), мебель, зеркала – практически все, что есть в кабинете, украшено резьбой по дереву. Присутствуют подлинные фрагменты кон. 16 – нач. 17 в. характерные для эпохи Возрождения. Кроме того, интерьер составляют вырезанные из дерева фигурки животных, птиц, цветов и плодов. Потолок украшен лепниной в виде имитации той же резьбы по деревянной основе, не выделяясь из общей идеи дизайна интерьера.В старинных будуарах царит то спокойствие и тишина, о которых мечтает почти каждый человек. В такой уголок можно превратить любую комнату с поправкой на предпочтения ее обитателя.Интерьер. Парадный кабинетПо дошедшим до нас источникам можно предположить, что у рабочего кабинета хозяина – места аудиенций – была практически спартанской. А собственно, что еще нужно для продуктивной работы? Чтобы ничего от нее не отвлекало. Неизменные камин из уральского мрамора, просторное окно-эркер и деревянные панели олицетворяют собой английскую сдержанность и стиль. Выше панелей стены отделаны обоями, отреставрированными по сохранившимся английским образчикам уже в наше время. Потолок комнаты - роспись под дерево по алебастру. Мебель действительно принадлежащий Воронцовым кабинетный гарнитур, состоящий из шкафа черного дерева в стиле «буль» - работа конца 18 в., «готика» - резные английские стулья и кресла, круглый стол. Из статуэток здесь присутствует бронзовый комплект - часы и канделябры.Интерьер. Ситцевая гостинаяЭта комната соединяет кабинеты хозяев – парадный и китайский. Само название говорит о том, что стены здесь отделаны ситцем в стиле французского рококо. Они подлинны и сохранились до наших времен, хотя чуть поблекли. Тон, обрамляющий рисунок из раковин и корзин с цветами, был густо малиновым, идеально сочетающимся с камином из красноватого мрамора.Интерьер. Парадный вестибюль Парадный вестибюль дворца сделан в лучших традициях английского холла. Заходя через парадный вход, сразу попадаешь в это просторное большое олицетворяющее собой особую торжественность помещение, и с первого взгляда проникаешься к нему уважением. Нижнюю часть комнаты по периметру занимает немногочисленная мебель и два диабазовых серо-зеленых камина со шлифовкой под мрамор. А в верхней - гостей встречают все Воронцовы и члены царской семьи на своих огромных парадных портретах. Из украшений – канделябры и бра. Сдержанная протокольная обстановка не в силах скрыть изумительные детали интерьера: в частности высокий дубовый потолок, с готической рельефной отделкой деревянным профилем, напоминающий гигантскую плитку шоколада. И снова двоякая отделка стен: низ – дубовыми панелями с резной отделкой, верх – тисненными обоями. Хочется отдельно отметить гардеробную. Длинный коридор, соединяющий два корпуса, с одной стороны вместо стены имеет дверцы платяных шкафов по всей своей длине и высоте. Очень практичное решение для объемной одежды или большого количества вещей (а в наше время это может быть не только одежда), лишает необходимости загромождать шкафами жилые комнаты, оставляя их основной интерьер нетронутым.БильярднаяОбстановка бильярдной так же относится к парадным интерьерам дворца. Ее центральный предмет интерьера бильярдный стол красного дерева (сер. 19 в.), английского производства «Барроу и Уотт».Интерьер. Парадная столовая Нельзя не отметить богатую обстановку парадной столовой, стилизованной под интерьер средневекового рыцарского замка. Несмотря на окна-эркеры, комната немного темновата. Главным украшением ее есть опять же таки искуснейшая резьба по дереву во всевозможных деталях – потолок, панели, английские буфеты и сервант с подставкой для вина, часы. Здесь можно рассмотреть резные волюты, пальметты и розетты, виноградные лозы, обрамляющие десюдепорты и рамы картин, орнаменты крестоцветов и крабов, пологие, стрельчатые и трехлопастные арки.Другие предметы обстановки - тяжелый массивный длинный стол красного дерева со стульями в ряд, 4 панно известного художника, люстра из красной меди и занавески в тон обивке стульев. Очень примечательны резной деревянный балкон для музыкантов, 2 камина с ажурной каменной отделкой из диабаза и по форме напоминающий их фонтанчик в центре длинной стены с облицовкой из итальянской майоликовой плитки.Интерьер. Легендарная голубая гостиная Или, как еще ее называют сираскирская. Все стены и потолок украшает орнамент. Белая лепнина в виде цветов и листьев на нежно голубом фоне, покрывает всю площадь стен и потолка. Несмотря на то, что оконные проемы находятся в торцах комнаты, она излучает столько света и простора, что, кажется, здесь становится легко дышать, как будто находишься на улице.Вот так описывали комнату очевидцы:«...На стенах и потолке, по лиловому полю, расстилались цветы, вроде винограда; пол был устлан египетской циновкой; вдоль стен стояли турецкие диваны - красного сукна, с бархатными, золотом шитыми подушками. В углах и около стен и окон находились широколиственные бананы и другие растения, в хрустальных вазах плавали золотые и серебряные рыбки...»
Теперь в комнате убраны тяжелые и яркие акценты: ампирный гарнитур золоченого левкаса в стиле позднего русского классицизма и резной камин в гостиной из белого каррарского мрамора не мешают быть центром внимания тончайшей трудоемкой лепке.К голубой гостиной примыкает так называемая Артистическая, комнатушка, известная лишь настенным зеркалом в тяжелой барочной резной раме и массивной консолью. Из мебели в ней есть лишь кресло, а из украшений – канделябры.Зал испанской АльгамбрыТак называли комнату-террасу, на которую открываются балконные двери голубой гостиной. Здесь летом стояли растения в кадках, перемежающиеся со скульптурами. А как великолепен вид на море! Когда-то это место служило для проведения концертов. Это и есть те самые южные террасы Воронцовского дворца, которые так пленяют своих посетителей.Вот, что дошло до нас об этом месте:«Терраса очень обширна, вся устлана белым мрамором, украшена прелестными статуями и группами из каррарского мрамора. В числе их … оригинальные бюсты негритянок из черного мрамора, совершенно в мавританском вкусе. На самой террасе бьют фонтаны, вьются растения, благоухают редкие цветы, расставлены всевозможные диваны, кушетки, кресла, столики, табуретки. Видно, что здесь любимое пребывание хозяйки...»
Зимний сад В зимний сад еще в 1838 году превратилась ранее открытая галерея. Он украшен умиротворяющим журчанием фонтана, мраморными копиями античных статуй и скульптурными портретами семьи. Здесь великолепная коллекция редких теплолюбивых растений и цветов. Фикус-репенс пережил несколько поколений Воронцовых и видел еще первоначальный зимний сад дворца. И, наверное, если бы мог говорить, то поведал бы много интересного.Турецкая комнатаЮжный тамбур, маленькая комнатушка, отделанная персидскими тканями, славится двумя ткаными персидскими коврами с вышитым на них портретом персидского шаха. При изготовлении вышивки использовалась витражная техника для стыкового шва. Сейчас знание о том, как соединялись эти кусочки цветной ткани, прозрачного стекла и слюды, к сожалению, утрачено.«Турецкая комната - самая элегантная, хотя и самая маленькая из них. Она очень высокая и имеет светлый готический потолок, разрисованный в светло-зеленый цвет с большим количеством пышной позолоты вокруг. Стены на 6 футов от пола с большим вкусом были увешаны персидскими и турецкими шалями. Несколько шелковых диванов и другие предметы мебели располагаются соответственным образом, а персидский ковер покрывает пол. Кажется, что в более редких и ценных вещах нет необходимости»
Невообразимо, что вся отделка помещений и предметов выполнялась вручную! Именитых и заграничных мастеров можно перечесть по пальцам, а все остальное делалось руками мастеров крепостных. В исторических документах сохранились имена многих, самых известных, а сколько еще было тех, про кого нам так и не доведется узнать.Кроме того, искусно украшенный интерьер русской усадьбы 30-40-х годов XIX века. практически в каждой комнате дополняют ценные полотна художников, в том числе портреты членов семьи, а также античные скульптуры из белого каррарского мрамора. Проходя просторными залами дворца, невольно задаешься вопросом, сможет ли кто-нибудь когда-нибудь еще раз воссоздать такое великолепие.Современный интерьерПри современных технологиях и прогрессе в области ремонта и строительства в интерьере Воронцовского дворца можно было бы позаимствовать многое, практически для любой комнаты в обычной городской квартире. И тем более, здесь море идей для частного загородного дома и окружающего его садово-паркового участка. Нет, не преследуя цель роскоши или богатства, а утонченного вкуса и неописуемого уюта. Уж куда элегантнее и красивее смотрится мебель с резными гнутыми ножками, по сравнению с гладкими пусть даже и разноцветными безликими «коробочками».Хочется отметить, что печать прогресса и научных технологий, к сожалению, повлияла на отдаление человека от природы в частности в том, что вся отделка внутренних помещений раньше, как мы видим, производилась только из натуральных природных материалов. Сегодня иногда бывает в помещении даже нечем дышать, если неграмотно использованы материалы.Очень практична и красива двойная отделка стен: более практичные материалы внизу и более нежные и роскошные вверху. Сейчас так же часто применяется подобный прием. Или же комната по периметру делится на две части, стены которых отделаны по-разному, таким образом, разделяя ее функционально. Деревянные панели с успехом можно заменять удачной имитацией. Вверху стоит поэкспериментировать с тканью и даже вышитой. Натягивают же теперь потолки, так почему бы не затянуть и стены? Конечно, ткань должна по идее обладать некоторыми специфическими свойствами, но это в наши дни не проблема. Поле для деятельности огромное, а конечный результат может и вовсе выглядеть сногсшибательно.В старых квартирах до сих пор встречается лепнина на потолке - в центре, вокруг люстры и по всему периметру. Для этого, правда, нужны высокие потолки, дающие чувство свободы и пространства, но зря от нее в широких массах отказываются. Подвесные и гипсокартоновые потолки тоже при выполнении жертвуют некоторым количеством пространства. Помещение часто лишается определенной прелести, превращаясь в ту же безликую коробочку.РеПо – ремонт позитивный отмечает, что даже сегодня подобные отдельные элементы убранства дворцового интерьера, особенно в больших домах или помещениях, будут великолепным признаком вкуса хозяев и его создателя. |