Все фото экстерьера и элементов интерьера можно увеличить нажатием левой клавиши мыши, фото интерьеров в полном размере и хорошем качестве можно посмотреть в Фотогалерее - раздел Интерьеры дворцов.Массандровский дворец императора Александра III является архитектурным памятником дворцовых интерьеров II пол. 19 века. Конечно же, Воронцовский дворец в г.Алупка не сравнится с этим уютным уголком посреди угодий также некогда принадлежавших наследникам семьи графа М.С. Воронцова. Дворцово-парковый ансамбль в Массандре гораздо меньших размеров, но все же, имеет ту уникальную прелесть и колорит, характерные лишь для такого тихого и расположенного вдали от городской суеты места. Да он и предполагался как небольшое здание летней резиденции для одной семьи. Вокруг, на месте дубово-грабового леса, дворец окружен парком в английском стиле.
Заложенный в 1880 г. по проекту архитектора Этьена Бушара дворец был завершен лишь в 1902г. и представляет собой своеобразный коктейль готики и эпохи французского Возрождения. Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер продолжил строительство в 1889 г. и занимался интерьерами дворца, который несколько раз менял свое назначение. Первый этаж предполагался как место отдыха для всей семьи, второй отводился под комнаты для Императора и Императрицы, третий – предназначался детям. В наше время обстановка комнат была воссоздана согласно документам, но состоит из подлинных музейных экспонатов – предметов, ранее принадлежавших семье Романовых и выглядит так, каким могло бы быть при их жизни.
Экстерьер дворца-замка заставляет рассыпаться в неприличном количестве комплиментов, но не менее изысканным и вызывающим чувство глубокого восхищения к тому, что могут сделать человеческие руки, является внутреннее убранство здания – его дворцовый интерьер. Помимо непосредственной отделки интерьеры всех комнат дополнены великолепными произведениями искусства, в частности, множеством полотен известных художников. Собственно этот момент и отражает любовь Его императорского величества к прекрасному: Он был страстным коллекционером.
Первый этаж. Дворцовый интерьер Массандры - вестибюль
Начинается интерьер дворца в Массандре с вестибюля, который олицетворяет собой его назначение в качестве летней резиденции. Помимо чисто художественной роли оформление вестибюля имеет очень важный практический аспект. Прохлада, создаваемая облицованными керамикой панелями в холодном голубом тоне, и мягкий свет сквозь разноцветные стекла окон и дверей создают идеальное убежище от яркого солнца и летнего зноя. Роспись майоликовых панелей сделана вручную, повторяя естественные природные особенности цветов в букетах. На полу использована метлахская плитка, потолок расписан орнаментом, из дерева здесь лишь собственно двери, окна и их отделка и отделка по краю панелей. Резьбой по дереву украшены перила лестницы.Все оформление вестибюля - романский стиль Франции X-XIII вв. Вестибюль разделен на 2 части толстостенной аркой. Из него можно сразу попасть на винтовую лестницу в башне. Традиционно лестницы разделяли интерьер здания на мужскую и женскую либо парадную и будуарную части. БильярднаяАнглийский стиль бильярдной угадывается и в дубовых панелях и в «тюдоровских» переплетах лепнины на потолке (англ. архитектура XVI в.). Основной акцент комнаты – угловой камин с интересной внутренней и наружной обшивкой (чеканка красной бронзы и красное дерево), а все остальные элементы интерьера бильярдной подчиняются именно ему. Недаром столько внимания уделено декоративу: дворец уже в то время был оснащен водяным отоплением и электрическим освещением, и камины почти в каждой комнате играют роль лишь непосредственно украшения.
Как и в Алупкинском дворце, дворцовый интерьер Массандры богат роскошной обработкой по дереву, но уже включающей интарсию, резьбу и выжигание с подкраской. Не исключение и бильярдная. Комната разделяется колоннами, за которыми картинная галерея с окнами, выходящими в парк. Из бильярдной расположен вход в столовую.
Парадная столоваяРомантический интерьер этой комнаты перекликается с архитектурой самого дворцового здания. Старинный рыцарский зал в стиле Людовика XIII содержит много дерева цвета мореного дуба: высокие дубовые панели с барочной резьбой и элементами рыцарских доспехов, имитация межэтажного перекрытия деревянными балками на потолке. Оставшаяся часть стен и потолков содержит разноцветную художественную роспись.Очень значимую роль в интерьере парадной столовой играют встроенные выставочные буфеты с отделкой из барочной резьбы. Они служили для предметов искусства и занимают одну часть комнаты. Другая же - небольшая – проход между бильярдной и сервизной, содержит большой камин. В его оформлении вторит отделке буфетов дерево и уже знакомые нам майоликовые изразцы плиток, повторяющие роспись стен и потолка. Ранее буфетная с кафельными стенами содержала изразцовую печь, которая, к сожалению, не дошла до нашего времени. Ее создание было попыткой возродить утраченную к началу XIX века традиции русских изразцовых печей. Двери в столовую оформлены выжиганием с подкраской по деревянной поверхности (популярный элемент модерна). Сервизная комната, обставленная множеством шкафов и буфетов, служила для хранения посуды из повседневного обихода. Во дворце предусматривалась и кухня, но по факту назначения его (как для отдыха на природе) она была организована на скорую руку и для приготовления пищи соответствующего назначения. Есть в Массандре и погребок.Традиционное дополнение интерьера столовой осуществлено пейзажами и натюрмортами разных Крымских мест, а также характерными для того времени тематическими интерьерными аксессуарами – сервизы, фарфоровые, стеклянные и хрустальные предметы, фаянсовые японские вазы. Второй этаж. Дворцовый интерьер Массандры. Верхний вестибюльК верхнему вестибюлю приводит наружная лестница главного входа. Посетителей гостеприимно встречает очень нарядная комната с минимумом необходимой мебели – кресла, вешалка и зеркало в деревянном дубовом резном обрамлении. Вешалка украшена орнаментом, выполненным в технике выжигания, и отличается многофункциональностью и практичностью – в ней есть крючки, полка для головных уборов, места для обуви, зонтов и тростей.Из верхнего вестибюля можно пройти в приемные апартаменты Императора и Императрицы, традиционно размещенные в северной и южной частях здания, соответственно. В них же можно попасть с винтовых лестниц в башнях. Приемные отличаются друг от друга, прежде всего, своим характером: у Императора – это строгость, деловитость и сдержанность, у Императрицы – нарядность, праздность и уют.
Приемная Императрицы Небольшую комнатку, стены которой отделаны почти на 2/3 дубовыми резными панелями, часто сравнивают с деревянной шкатулкой. Одна из стен застеклена и является смежной с коридором, ведущим к кабинету Императора. Очень красива отделка дверей – плавные линии резьбы по дереву и овальное окно десюдепорта олицетворяет только начинавший зарождаться в России того времени стиль «модерн». Верхнюю часть стен занимает роспись в тоне кофе и кофе с молоком. Кроме того потолок украшает великолепная лепка в той же цветовой гамме и с такими же плавными изогнутыми линиями (поздний французский «барокко» или «рококо»). Очень примечательно и естественно, не бросаясь в глаза, в потолок вделана решетка вентсистемы, повторяя оформление всей верхней панели. Возможно люстра в комнате – современница хозяев, поскольку датируется границей XIX-XX в.в.
Приемная ИмператораС винтовой башенной лестницы пройдя трехгранный тамбур можно попасть в приемную Императора. Здесь чувствуется деловой серьезный отпечаток непосредственного предназначения помещения. В стены смонтированы зеркало-консоль с черной мраморной полкой, тамбур и книжный шкаф. Стиль «жакоб» - отделка золоченой бронзой строгих форм из полированного красного дерева олицетворяют решетки радиаторов отопления, панели, двери и мебель.
По замыслу Месмахера комнаты второго этажа по стенам должны быть все отделаны шелком, а мебель обита бархатом, что, к сожалению, не осуществилось в Массандре: ткани затем перекочевали в Ливадийский дворец. В приемной Императора «зеленый ампир» стен должен был сочетаться с зеленовато-охристой лепниной потолка. Лепку стоит отметить особо – техника многоцветной тонировки орнамента создает имитацию богатейшей вышивки. Четыре угла содержат медальоны с коронами и монограммой Александра III, а все свободное место занято сложным расписным узором. Превосходными навыками подобной росписи обладали мастера училища Штиглица.
Композицию составляют дореволюционные издания, памятные адреса и множественные гравюры – особо характерные для дворцового интерьера в XVIII и XIX веках.
Кабинет Его величестваТоржественность замечательно освещенного помещения (дворцовый кабинет рубежа XIX - XX в.в.) выражается богатой лепниной потолка – белой с позолотой. Сложный рельефный узор включает розетты, розаны, пальметты, аканты, лавровые гирлянды.
В нише на всю стену встроено громадное окно, а панели, деревянная обшивка и вся прочая отделка сделана из ореха. Камин облицован темно-серым мрамором, а стены по первоначальному замыслу должны были быть шелковые светло-оливкового цвета. Овальное зеркало с барочной резьбой над камином придает дополнительный свет, расширяет пространство, отражая хрусталь люстры, блеск позолоты и белизну потолка. Его дополняют канделябры замысловатой формы и часы барокко XVIII в. Дворцовый интерьер Массандры включает не только смешение различных стилей помещений, но и сочетает несколько их видов в пределах одной комнаты. Несмотря на это, все подобрано в идеальной гармонии.
Вазы на консолях, вошедший в моду большой круглый стол на массивных резных ножках, резные, декорированные позолотой кресла создают единое целое с отделкой интерьера кабинета, не выбиваясь из общей картины.
Кабинет Ее величестваЭта комната расположена рядом с Императорской опочивальней, она сутра до вечера залита солнцем. Обивка стен должна была быть из ткани цвета «светлой резеды», а их прямоугольные плоскости разделяет рельефный багет.
Простой паркет всех комнат у стен обрамлен бордюром. Посередине каждой комнаты предполагались ковры. В кабинете Императрицы паркет из наборного дерева отлично сочетается с камином, отделанным светло-шоколадным мрамором, над которым должен был располагаться гобелен в тон. Спокойная светло-кофейная пастель панелей вместе с камином позволяют выделяться плафону потолка с удивительной росписью. Она напоминает естественные растительные формы. Сейчас мебель в кабинете практически совпадает с тогдашней идеей архитектора отразить классицизм, который угадывается и в парных жирандолях, и в люстре синего стекла с хрустальными подвесками, и в белых мраморных часах (Франция нач. XIX в.). На стенах - многочисленные семейные портреты.
Опочивальня Их величествТрадиционная атмосфера для спален создана элементами стиля рококо - нежными оттенками, плавными линиями в отделке ниши алькова, украшением ламбрекена над ним и росписью потолка. Для стен готовилась светло-бежевая ткань. Все дерево в комнате окрашено в светло-кремовый цвет. Для создания приглушенного света в комнате сделан глубокий балкон, на который выходят окна спальни. Рассеянный свет создан уже известным нам приемом с цветными витражами. В том числе и в потолке балкона. Акцент комнаты – на золотом занавесе алькова с ламбрекеном, орнамент которого перекликается с рисунком шелковых обоев, формой мебели и серо-голубыми раковинами в росписи карниза. Весь потолок также покрыт росписью. Из убранства сейчас в комнате подлинный гостиный гарнитур и 2 декоративных панно.
Ванные комнатыУ Императора это отделка голландской керамикой с пейзажным и жанровым рисунком светлого тона в тандеме со светлым орехом. У Императрицы – красное дерево и акварельные цветочные букеты на вставках из клена, выполненные особой техникой росписи акварелью по дереву. Благодаря лаковому покрытию все сохранилось в первозданном виде. Женскую и мужскую часть дома соединяет коридор, отделенный от прихожей перегородкой с зеркальными двойными стеклами. Входная дверь в коридор оформлена также, включая еще и цветные стекла для радужного освещения.Третий этаж так и не был оборудован в связи с кончиной Императора, поскольку никто из детей не стал там жить. Но, тем не менее, законченная автором часть отделки богатого внутреннего убранства позволила стать дворцу в Массандре одним из величайших памятников архитектуры и искусства. В ней были использованы разнообразные породы дерева – красного, дуба, ореха, клена, новомодная обработка дерева, расписные разноцветные изразцы, керамическая и метлахская плитка, роспись и лепнина потолков, резьба по дереву в декоре и на панелях, отделанные мрамором и медью камины, витражи и роспись по стеклу. Современный интерьерБезумно дорогое оформление отражает всю трудоемкость процесса и способности мастеров. Нужно отметить, что оно отличается натуральностью и естественным видом – будь то дерево или камень. Никаких искусственных материалов или выполнения «под искусственное». Даже роспись и аксессуары отражают природные формы и элементы. Примечательно, что очень распространена в то время была как роспись стен, так и драпировка их различными по цвету и, особенно фактуре, тканями. Современники могут возразить, что, дескать, а как из тканых панелей пыль вытряхивать да пятна выводить? Первое, что приходит в голову – пылесосом, а если серьезно, то новомодные пропитки вполне позволили бы таким панелям спокойно вытираться влажной тряпочкой. А с другой стороны – имитация шелкографии на обоях в совокупности с особо тщательной поклейкой украсит интерьер не менее изысканно. Но согласитесь: есть чем поучиться у старинных дел мастеров!И снова камины – сейчас это превосходный элемент интерьера, пусть и только декоративный, с подсветкой. Вот даже в то время авторы дизайна не отказывались от них при всей ненужности, а наоборот украшали и украшали.Хотелось бы сказать несколько слов о люстрах. Никогда встроенные лампочки и светильнички офисного типа не позволят поселиться в доме такому уюту, как это сделает декорированная под старину висячая люстра. Да, за неимением достаточной высоты потолков и были изобретены припотолочные люстры, но они никак уж не сравнятся с величественными подвесками.Наводит на мысли роспись акварелью в ванной – это ж какова была технология, чтоб веками во влажном помещении сохраниться? Хоть там и мало жили потомки царской династии, но не думаю, что во времена санатория ванные использовались не по назначению.Очень хочется отметить, что в современном дизайне отделка панелей под натуральное дерево и мебель с изогнутыми ножками придадут комнате величественный и просто роскошный вид. Не стоит отказываться и от ковров ручной работы, картин вышитых лентами или обычной вышивки и уж тем более от произведений художественного искусства – спустя века все это не теряет своей особенной роли в создании дизайна интерьера. Также весьма подходящими могут стать аксессуары в виде ваз, часов, фонтанов, статуэток и пр., приобретенные в специализированных подарочных и сувенирных магазинах. Если у вас есть подобные и дорогие сердцу вещицы – не прячьте их в пыли шкафов, а покажите миру. Каждый раз невзначай упавший на них взгляд будет вам снова и снова дарить те приятные минуты, связанные с этими вещами.Об экстерьере здания дворца Александра III в Массандре можно говорить и говорить, а РеПо-ремонт позитивный настоятельно утверждает: чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Поверьте, оно того стоит! И этот уникальный кусочек прошлого навсегда поселится в вашем сердце. |