Наряду с растениями, водой и камнями большое значение в японских садах имеют архитектурные элементы (или, как их еще называют, малые архитектурные формы) – фонари, цукубаи (тсукубаи), пагоды, ворота, мосты, скамьи, изгороди, беседки. Все эти архитектурные элементы, подчиняясь таланту и воле художника, сливаются в единый неповторимый ансамбль с другими элементами сада, создавая тем самым атмосферу красоты, единства и гармонии.
Согласно самым древним правилам и традициям Японии первыми в саду должны появиться ворота, потом пагода, и только после этого туда устанавливают другие элементы.
Ворота в японском саду
Воротатрадиционного японского сада представляют собой весьма своеобразное архитектурное сооружение. Ворота могут использоваться как по основному своему предназначению, так и в качестве элемента декора, подчеркивающего красоту композиций сада из растений и камней.
В Японии существует великое множество ворот, но самыми распространенными конструкциями являются: простые ворота (хиракадо, хирамон)– ворота обыкновенные, имеющие П-образную конструкцию из 2-х столбов и крыши; ворота с перекладиной (кабукимон), не имеющие крыши, а лишь перекладину, проходящую через верх вертикальных столбов и образующую крестовину; ворота-крыша (мунамон) – имеют вид двускатной крыши, держащейся на двух столбах; ворота-калитка (кидомон) – ворота одностворчатые без крыши. Обычно ворота покрывают такими материалами, как медь, железо, тес, черепица. В зависимости же от месторасположения ворота подразделяются на передние и задние.
Ширина ворот, как правило, делается такой, чтобы в них мог пройти человек средней комплекции. Но в современных условиях лучше увеличить размер ворот до 1.8 м, чтобы можно было пронести через них некоторые вещи, а при необходимости въехать на машине.
Створки ворот изготавливают из дерева или металла. Створки могут быть одностворчатыми, двустворчатыми и раздвижными. Раньше створки ворот непременно навешивались на столбы, но в последнее время приспособились обходиться без них, навешивая створки на петли, которые прикреплены непосредственно к стене.
Пагода - важный элемент японского сада
Пагода – многоярусное сооружение, символизирующее буддийский храм. В зависимости от величины и назначения японского сада пагоды могут иметь разные размеры. Размеры ярусов пагоды уменьшаются снизу вверх, то есть нижний ярус – самый большой, верхний – самый маленький. Японцы считают пагоду «не активным» построением, благодаря чему оно успешно создает настроение спокойствия и отправляет человека в пространство позитивной энергии. Считается, что пагода гармонизирует энергию окружающего пространства. Согласно японской эстетике и символике пагоду лучше всего строить из камня, но в некоторых случаях возможна установка пагоды из бетона или керамики.
По древним японским традициям пагода – второй объект, который устанавливается на возвышении сразу после строительства ворот, ведущих в сад. Высота пагоды должна иметь правильное соотношение с размерами фонарей в саду. Если пагода и фонари находятся в одной точке обзора, то высота самого большого фонаря должна быть в 1.5 – 2 раза меньше высоты пагоды. Если же пагода и фонари располагаются в разных точках сада, то есть их нельзя охватить взглядом как одно целое, то в этом случае их размеры не зависят друг от друга.
Фонари - традиционный элемент японского сада
Можно с уверенностью сказать, что фонари являются самым популярным и традиционным архитектурным элементом японского сада. Но это и не удивительно, ведь время оттачивало формы фонарей и постепенно превратило их в настоящие скульптуры. Наиболее полноценно фонари раскрывают свои необычайные способности в темное время суток, когда колыхающееся внутри фонаря пламя придает саду очарование и таинственность.
Существует довольно много разновидностей фонарей – от богато орнаментированных до грубо вырубленных. Основой конструкции фонаря для японского сада служат три геометрические формы – круг, треугольник и квадрат. Сама же конструкция фонарей, как правило, состоит из шести элементов: опора, подставка под фонарь, светильная камера, подставка под эту камеру, крыша и навершие.
Фонари являются настолько неотъемлемой частью японского сада, что в Японии существует даже «Сад фонарей», где внимаю посетителей представлено около тысячи бронзовых и двух тысяч каменных фонарей всех форм, типов и времен.
Фонарь юкими-торо (или якими-гата) имеет достаточно широкую крышу, на которой зимой собирается огромная шапка снега – японцам нравится наблюдать за такой зимней картиной. Этот фонарь обычно применяют на границе двух стихий (например, земля и вода).
Фонарь касуга-торо – фонарь, стоящий на высокой, прочной, круглой ноге-опоре. Его отличительной чертой являются сильно закругленные углы крыши, которая состоит из шести граней. Такой фонарь является богато орнаментированным и настолько интересным, что может один «держать» всю композицию ландшафта и быть ее кульминационным центром. Обычно Фонарь касуга-торо располагают перед входом в дом (беседку) или на открытых участках сада.
Фонарь оки-торо – маленький фонарик, который украшает края тропинок или ставится на отмелях. Такой фонарь может не иметь подставки под фонарь, камеры или же опоры, а сам достигает в высоту не более 40 см.
Фонарь орибе-торо – очень привлекательный фонарь, который устанавливается только вместе с каменной чашей для омовения (цукубаи). Внизу опоры такого фонаря всегда присутствовать изображение человека. Эта яркая отличительная черта фонаря орибе-торо связана с древней японской легендой. Давным-давно один человек по имени Орибе служил чайным мастером, но по вероисповеданию он не являлся буддистом, а был христианином, что в те времена жестоко преследовалось. Но Орибе был смекалистый малый и на подножии фонаря вырезал распятие Христа, а вокруг посадил густую растительность. Каждый раз, набирая воду из каменной чаши во время проведения чайных церемоний, он кланялся своему богу, но никто об этом не знал. Вот так с древних времен фонарь орибе-торо и принято ставить только рядом с цукубаи, а нижнюю его часть закрывать растительностью. Нужно отметить, что это самый близкий по духу фонарь для христианина.
Фонарь ямадоро-торо – фонарь, выполненный из грубого природного камня. Такой фонарь подлежит самой минимальной обработке, что создает видимость, что фонарь собран из целых природных камней. Фонарь ямадоро-торо располагают в темных, заросших, сырых уголках сада, где он быстро покрывается лишайником и мхом, что полностью соответствует японским канонам красоты.
Цукубаи – чаша для омовения в японском саду
Цукубаи – чаша для омовения. Размер и форма такого сосуда может быть самой разнообразной, им можно пользоваться как стоя, так и присев на корточки. При обустройстве традиционного японского цукубаи, когда нужно все-таки становиться на корточки, перед чашей располагают так называемый «передний камень» для удобства такого опускания. Слева и справа от цукубаи ставят два камня: один - для сосуда с теплой водой, другой – для подсвечника.
Для изготовления чаши для омовения используется природный камень, который может быть как естественным, так и обработанным. Располагают цукубаи так – самым высоким является чаша для воды, чуть ниже – камни для сосуда с теплой водой и подсвечника, самый низкий – передний камень.
Каменные чаши могут украшаться религиозными символами и иероглифами. Вода в цукубаи обычно поступает из бамбуковой трубы, которая называется какеи. Кроме того цукубаи принято снабжать цукубаи-бисяку (специальными деревянными ковшиками).
Мосты – символ японского сада
Мосты в японских садах являются непременным атрибутом для придания законченности архитектурному облику. В культуре Японии под мостом понимается не только средство переправы на другой берег, но и красивый архитектурный элемент - символ, несущий дух философии японского народа. Иногда мосты устанавливают в тех местах, где вообще нет воды, и в этом случае они выполняют скорее магические, нежели практические задачи.
Важный момент – в японском саду мост не может быть большим (исключение составляют только парковые сады), иначе это будет полностью противоречить принципам миниатюризации японских садов.
Материалами для создания мостов и мостиков служат камень, дерево и дерн.
Типичный деревянный японский мостик - горбатый мостик, имеющий очень изогнутый вид. Этот мостик ярче других отображает символику Японии, и чаще всего он соединяет остров с берегом, а остров, как известно, в японском саду является символом страны бессмертных, которую простым смертным посетить не дано, поэтому и заходить на такой мостик нельзя.
Еще один вид мостов – каменные мосты, которые изготавливаются из каменных плит продолговатой формы или же из отдельных камней. Поверхность такого моста располагается приблизительно на 10 см выше дорожки, подходящей к нему.
Чрезвычайно красив и необычен мост яцухаси (яцу – «восемь», хаси – «мост»). Такой мост состоит из восьми полотен, при этом полотна расположены зигзагообразно. Мост яцухаси несет в себе глубокий смысл, и простись быстро по такому мосту не получится даже при всем желании - доски (если мост деревянный) ничем не закрепляются, а просто лежат на горизонтальных балках. Такой мост всегда служит напоминанием о том, что по саду бегать не стоит, там нужно неспешно прогуливаться, любуясь открывающимися красотами пейзажа.
Следует отметить, что мост яцухаси не обязательно должен состоять из восьми полотен, их может быть и три, и пять, но число обязательно должно носить символический характер. Например, число восемь – это восьмеричный путь постижения истины, а число три означает три тела Будды и буддистскую триаду.
Скамейки в японском саду
Скамейка всегда придет на помощь, если вдруг захотелось присесть и расслабиться, а заодно и полюбоваться садом, окунувшись в очарование, тишину и гармонию окружающей обстановки.
Скамейки обязательно должны быть низкими, и в идеале не иметь спинок, то есть иметь вид обычных лавочек. На фоне ландшафта японского сада замечательно выглядят каменные и деревянные скамейки, но все же каменные скамейки лучше оборудовать деревянными сидениями.
Конечно, технологии не стоят на месте, и нередко современные японские сады являются обладателями пластмассовых, бетонных и металлических скамеек, которые могут быть оборудованы, например, сиденьями из пенопласта, что несколько не соответствует традиционным японским канонам, но, тем не менее, это дает возможность удовлетворить практически любой вкус и обустроить практически любой японский сад.
В цветовой гамме скамеек предпочтение лучше отдать серебристым и зеленоватым тонам. По краям скамеек, на их опорных ножках и боковых поверхностях в качестве декора в некоторых случаях используют мох и лишайник.
Стены и ограждения японского сада
В большинстве случаев японский сад – это камерное творение, поэтому он должен быть огражден от внешнего мира, ведь в таком саду человек полностью отрешается от мирской суеты. Именно поэтому стены и ограждения очень важны для японского сада. Кроме того, стена является тем фоном, который помогает прочувствовать и прочесть всю композиционную мысль сада.
Стены японского сада можно соорудить из бамбука, дерева или природного камня. Очень интересно смотрятся глинобитные стены, имеющие светлые цвета, начиная с белого и заканчивая бежевым.
В садах Японии наиболее популярен бамбук, с его помощью создают внешние и внутренние ограждения. Для европейских стран это довольно недешевое удовольствие, поэтому бамбук часто заменяют деревом. Но, сделав забор из дерева, следует учесть, что красить его не стоит, ведь в японском саду все должно покрыться патиной времени. Очень достойное сочетание дает дерево с бамбуком, например, несущие столбы изготавливают из дерева, а бамбук располагают между ними.
Стены можно изготовить и в виде живой изгороди. Очень хороши заборы из камней с элементами живой зелени между ними. Великолепный вид имеют комбинированные заборы, когда внизу находится камень, а вверху – живая изгородь. В комбинированных заборах основное внимание следует уделять уходу – вовремя постричь, полить, подкормить, иначе красота и декоративность быстро потеряется.
Беседки – традиция японского сада
Беседка – непременный элемент японского сада, ведь именно оттуда человек может спокойно любоваться красотой сада, наслаждаться уединением и отдыхать. Самыми хорошими материалами для создания беседки японцы считают все те же камень, дерево и бамбук. Японская беседка не должна быть громоздкой, стандартный ее размер чуть больше 1.5 кв. м. Крыша беседки обязательно должна выступать за границы ее стен. Такая крыша хорошо создает тень в жаркую погоду и исключает попадание воды во время дождя. Крышу беседки часто декорируют вьющимися растениями, что помимо красоты имеет еще и практический смысл – зеленые листья становятся неплохим спасением от солнечных лучей, а, следовательно, и крыша раскаляться не будет.
Традиционная японская беседка – многоугольное строение с остроконечной крышей, причем в классическом варианте открытый угол беседки должен огибать небольшой пруд.
Беседка-пергола – ажурное и легкое сооружение из дерева, полностью увитое растениями, которое прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом японского сада и располагается обычно в укромном местечке.
Ремонт позитивный от души желает всем, кто стремится создать японский сад на своем участке, гармоничного и полного его наполнения традиционными архитектурными элементами, пронизанными духом и философией Востока.
Согласна с 2 Anuta_ua1195, можно при желании и самостоятельно обустроить японский сад. Мы все-таки не в Японии и не страшно, если будут какие-то отклонения от канонов японского сада. Там даже последовательность создания построек важна.
Действительно, если уж берешься сооружать на участке восточный сад, то все должно быть в равновесии и гармонии. А главное, что изощряться не надо, ведь и ворота, и скамейки, и скульптуры, и фонтаны (чаши с водой) - все это все равно необходимо. Единственное, что хочется заметить: не мешает прибегнуть к помощи специалиста, потому как самостоятельно достигнуть в краткие сроки того, чего мудрые японцы достигали веками, не получится.
Недавно прочитала, что специалист, должен быть таким, который сам прожил в Японии не один год. Поэтому нанимать человека, не являющимся выходцем с востока очень рискованно. Так что вполне можно изучать все самому и делать ничем не хуже других "специалистов» - европейцев. А там, глядишь, мудрость придет постепенно и склонность к философии подтянется.