Далекарлийская лошадка с росписью курбитс – символ Швеции
У каждой страны есть свои национальные символы, воплощенные в предметах народно-прикладного искусства, отражающие культуру и духовное наследие людей, населяющих территорию конкретного государства. Для Швеции таким национальным символом является деревянная далекарлийская лошадка, впервые появившаяся на свет, примерно, пять столетий назад. И так уж получилось, что данный предмет, который очень часто туристы привозят в качестве сувенира из этой холодной северной страны, несет на себе отпечаток еще одного вида национального народного творчества – росписи курбитс. Поэтому, наша сегодняшняя статья будет посвящена не просто особенностям шведской росписи – говорить о ней мы будем во взаимосвязи именно с далекарлийской лошадкой, как одном из популярных в Швеции и за её пределами, национальном символе.
Ну, а начнем наш разговор, пожалуй, все же с описания специфики стиля курбитс в росписи предметов. Если далекарлийская лошадка «родилась» в 16 веке, то такой вид росписи, как курбитс появился только в конце восемнадцатого, а расписывать в данной технике игрушки-лошадки стали еще позже – в 19 веке.
Стиль курбитс, как и многие другие направления художественного, народно-прикладного искусства представителей иных государств, являет собой орнамент из растительных мотивов. И в этом нет ничего удивительного – ведь подобный вид творчества зарождался в народной среде, где главным источником вдохновения была природа. Роспись курбитс – это изображения растений, крупных цветов, виноградных, сплетенных между собой лоз. На первый взгляд, может показаться, что данный стиль росписи чем-то похож на нашу роспись Городец – и действительно, что-то схожее в узорах этих двух стилей есть.
Несмотря на то, что курбитс считается примитивной росписью, и сейчас данный стиль представлен исключительно растительными орнаментами, в прошлом только подобными узорами он не ограничивался. Первоначально в росписи присутствовали действительно только растительные узоры, но со временем, народные художники стали изображать и библейские сюжеты. Связано это было с необходимостью просвещения неграмотных людей в религиозном контексте – сделать это можно было с помощью картинок на библейские сюжеты. Помимо создания таких изображений, местные мастера активно занимались церковной живописью… Конечно же, сейчас увидеть подобные рисунки можно только в сохранившихся старинных церквях; а сам курбитс со временем вновь вернулся в русло исключительно растительных узоров.
В данном стиле росписи используются достаточно широкие мазки кисти, узоры весьма крупные, не утяжеленные множеством мелких деталей. Если говорить о цветовой составляющей изображений, то тут многое зависит от фона, на который наносится рисунок – узор, естественно, должен контрастировать с основой. Как правило, в курбитс используются приглушенные зеленый, красный, синий, белый и желтые цвета. Но о цветовой составляющей мы поговорим позже, при исследовании далекарлийской лошадки. А пока можно лишь добавить, что помимо украшения данного сувенира-игрушки, роспись курбитс активно применяется для оформления предметов интерьера, элементов одежды, иллюстраций в книгах. Но, безусловно, широкую популярность данной росписи принесла именно далекарлийская лошадка.
Поскольку 500 лет назад значительная часть населения Швеции была занята на работах в лесу, нет ничего удивительного в том, что древесный материал, используемый для работы (например, для создания мебели), применялся местными жителями и для своих нужд, в том числе, и для творчества. Так, однажды, из древесных остатков родилась деревянная лошадка. Произошло это в шведской провинции Даларне (отсюда и название игрушки). Первоначально лошадка предназначалась для забавы детей, но со временем, с развитием торговых связей в стране, ездившие по всей Швеции купцы, приобретавшие и перепродававшие лошадку, способствовали тому, что эта забавная игрушка стала популярной во всех районах государства.
Изначально, лошадка вырезалась из дерева без хвостика, с соединенными ушками. Размер у неё мог быть самый разный, зато самые первые лошадки не покрывались росписью – разукрашивать их стали только в 19 веке. Причем, вырезали фигурку из дерева (обычно, из сосны или ольхи) вручную мужчины, а расписывали – только женщины.
В современном мире многое, конечно же, поменялось. Во-первых, сейчас контуры лошадок выпиливают из дерева ленточной пилой – и только потом вручную доводят облик лошадки до нужной формы; затем так же вручную лошадку окрашивают. А вот росписью по сей день занимаются в основном женщины. Финальный этап создания лошадки – покрытие её лаком.
Хотелось бы заметить, что со времен создания самой первой делакарлийской лошадки, намного разнообразнее стал и цвет игрушки и её форма – все эти качества зависят от того, в какой местности производится игрушка. Несмотря на то, что центром по производству далекарлийской лошадки является деревня Нуснес, в отдельных районах Даларны есть свои вариации на тему данного сувенира.
Что касается формы, то можно найти лошадок с пышным хвостом и гривой, с всадником на спине, бегущую лошадку или даже лошадку-качалку. Еще более разнообразной является цветовая гамма игрушек. Классическая далекарлийская лошадка красно-оранжевого цвета с узором курбитс (выполненным в сине-белых тонах), а так же с обязательно нарисованными сбруей и седлом. Вместе с тем, существуют лошадки синего и черного цвета (с голубыми и желтыми узорами); или радостного желтого цвета. Одним словом, цветовая палитра игрушек стала намного шире. Кроме того, часто мастера отходят от классических узоров курбитс – зачастую можно увидеть на лошадке совсем иные узоры, например, звезды или снежинки.
И все же, классическая лошадка, выполненная в старинном стиле, всегда остается в моде. Именно такую лошадку (вернее, её огромную скульптуру) сделали в 1939 году на всемирной выставке, проходившей в Швеции. После данного мероприятия этот замечательный символ страны стал популярен за границей, прославив не только даларнских мастеров, но и сделав известным во всем мире стиль росписи курбитс.