По данным НОСТРОЙ, несмотря на общую экономическую ситуацию, в 2015 году в России заключается больше договоров генподряда на строительство по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, участники рынка менее оптимистичны. По мнению экспертов ГК «Портал Групп», кризис уже отразился на рынке: стоимость заказов снижается и вынуждает компании обращать внимание на непрофильные проекты.
Сегодня в России фактически присутствуют три типа генеральных подрядчиков. К первому относятся компании, не имеющие собственного штата инженеров и после получения заказа, перераспределяющие его части между более мелкими фирмами. «Фактически эту функцию может брать на себя и заказчик, но на практике в более чем 80% он готов только инвестировать, перекладывая ответственность за реализацию проекта на профессионалов», - отмечает генеральный директор ГК «Портал Групп» Сергей Ореханов.
Генподрядчики второго типа отличаются наличием штатных инженеров и поэтому могут самостоятельно контролировать строительство, осуществлять над ним оперативное управление, вести сопроводительную документацию, но в целом они также вынуждены прибегать к помощи других организаций. И, наконец, третий вид российских генподрядчиков характеризует наличие в штате как инженерного, так и рабочего состава, то есть способность возвести объект собственными силами. Такой генподрядчик тоже может обращаться к помощи сторонних организаций, но только при необходимости привлечения узких специалистов или при потребности в специфическом оборудовании.
«Отечественный рынок генподряда уникален. Только в России широко распространена практика привлечения к выполнению работ ряда мелких субподрядчиков при юридическом оформлении контракта на одну компанию», - утверждает Сергей Ореханов. Эксперт уверен, что усложнение экономической ситуации в стране изменит структуру генподрядных организаций.
Кризис вносит коррективы
Сегодня стоимость государственных и коммерческих контрактов уменьшается, а заказчики стараются избежать часто ненужных посредников в выполнении работ. В связи с этим значительно сократилось количество участников рынка, не имеющих в штате профильных специалистов. При этом в условиях консервации проектов многие крупные компании начинают интересоваться заказами, на которые раньше бы не обратили внимание.
«Услуги генподряда обычно составляют 7 – 12 % от стоимости проекта в коммерческой сфере, в государственном секторе – это всегда индивидуально. Сейчас, с ожесточением конкуренции, многие компании готовы работать за минимальный процент или демпинговать, чтобы остаться на рынке. При этом небольшие генподрядные организации обычно не в состоянии правильно оценить проект, детально продумать его смету и собственные расходы, и часто это ставит под удар реализацию объекта. Рынок стал сложным и для игроков, и для заказчиков. Необходимо ориентироваться на квалификацию генподрядчика, причем не формально «на бумаге», но выезжать на его объекты, изучать материально-техническую базу», - комментирует господин Ореханов.
Новые ниши для генподряда
В основном сейчас замораживают строительство бизнес- и торговых центров, жилых проектов. С другой стороны, востребовано возведение объектов под ритейл и промышленные цели. Последнее направление особенно популярно в связи с политикой импортозамещения и мерами государственной поддержки таких проектов. Еще одна возможность – смена географии поиска заказчиков и партнеров. По словам эксперта, перспективны рынки Казахстана, а также арабских и африканских стран, которые готовы уйти от американской и европейской экспансии и заинтересованы в девелоперских проектах и трансфере технологий.
Для справки:
ГК «Портал Групп» работает в России 18 лет. Компании, входящие в группу, имеют опыт реализации проектов в 12 странах мира. Одним из приоритетных направлений работы является строительство промышленных и торговых объектов, помощь и сопровождение иностранных компаний, заинтересованных в реализации проектов на территории РФ.
«Портал Групп» - инициатор создания «Объединенной рабочей группы по сопровождению иностранных инвесторов». В рамках своего проекта-сервиса «Федеральная база инвестиционных площадок» компания имеет партнеров в большинстве регионов РФ, организует и участвует в большом количестве мероприятий, связанных с промышленным девелопментом, иностранными инвестициями в различных странах мира.
По вопросам, затронутым в пресс-релизе, Вы можете обратиться:
Мария Крюкова, коммуникационное агентство «Репутация»
myk@reputacia.pro 8 (911) 112 43 03
Источник: http://www.remontpozitif.ru |